SWOT-анализ

Инструменты стратегического управления: SWOT-анализ

SWOT-анализ — универсальный и довольно точный инструмент, применимый к разным сферам бизнеса: работающим компаниям, новым проектам, запуску бизнеса (иногда даже к отдельной личности).

Если он проведен с должной тщательностью, то всегда дает объективный и важный результат. По итогам SWOT-анализа может быть подготовлена стратегия развития, найдены новые, неочевидные факты и решения, разработан план по устранению недостатков и защите от внешних угроз рынка.  

  1. Что такое SWOT-анализ.
  2. Расшифровка факторов и составление матрицы.
  3. Применение SWOT в стратегическом планировании.
  4. Как составить свот-анализ компании.

Аббревиатура SWOT расшифровывается таким образом:

Внутренние факторы

  • (S)trengths – сильные стороны компании;
  • (W)eaknesses – слабости и уязвимые места.

Внешние факторы

  • (O)pportunities – возможности, предоставляемые микро- и макросредой;
  • (T)hreats – угрозы с внешней стороны.

Чтобы составить SWOT-матрицу, необходимо проанализировать компанию по следующей схеме:

SWOT

STRENGTHS

Сильные стороны вашего продукта, компании. Подумайте, чем вы выгодно отличаетесь от конкурентов, что позволяет вам отстроиться от них? Не замыкайтесь на позициях, предложенных на этапе позиционирования продукта и основания компании, – проанализируйте, чем вы заслужили доверие клиентов, например, за последний год, какие товары/услуги хвалят чаще всего. Чем вам может быть полезен этот пункт в стратегическом планировании? После анализа вы увидите, каким образом можно еще больше укрепить сильные позиции – и за их счёт расширить долю на рынке, увеличить прибыль и оборот. 

WEAKNESSES

Слабые стороны, и тут пригодится объективность, ведь каждый считает свой продукт самым лучшим. Пару советов вы найдете в конце статьи. Возвращаясь к слабостям, помните, что это такой же внутренний фактор, как и сильные стороны. Перечисляйте только то, что относится к вашей компании, сотрудникам, продукту. Ищите слабые звенья, которые пока что являются просто недостатками, но впоследствии могут привести к потере доли рынка, лояльности клиентов, перспектив развития. Правильно найдя их и оценив, вы сможете вовремя разработать программы по устранению слабостей и избежать негативного сценария. 

OPPORTUNITIES

Переходим к внешним факторам. В данном пункте необходимо описать возможности, которые вы видите для компании, учитывая экономические, технологические, социально-демографические, политико-правовые обстоятельства. Это так называемые точки роста компании, обстоятельства, которые предоставляет вам среда. Те, кто грамотно воспользуется обстоятельствами с пользой для своей компании, смогут расширить зоны влияния и преуспеть на рынке. В этом пункте важно не писать готовые решения по развитию продукта, наша цель – оценить окружающую среду.

Полезно будет, если кто-то из сотрудников сделает заранее полный анализ внешних факторов для этого и следующего пунктов. 

THREATS

В данном пункте необходимо проанализировать угрозы, которые вы видите для своей компании или продукта. Рекомендуется не включать сюда факторы макросреды, которые играли большую роль в оценке возможностей, ведь крупные угрозы равно влияют на всех участников рынка, а значит это не предмет вашего личного анализа. Вместо этого стоит обратить внимание на факторы микросреды: тенденции рынка, поведение потребителей в вашей и смежной отраслях, характеристики конкурентов, каналы распределения продукции, подбор поставщиков, посредников. Выделение в отдельный пункт угроз поможет спланировать стратегию защиты. 

Итак, SWOT-анализ может использоваться для:

  • прогноза успешности новой компании;
  • определения стратегии развития существующего предприятия, некоммерческой организации, образовательного учреждения, государственной структуры;
  • анализа готовящегося к выпуску продукта, услуги;
  • сравнения с конкурентами: для этого проводят отдельный анализ их компаний, продуктов;
  • переоценки и смены вектора развития уже существующего бизнеса;
  • поиска сильных и слабых сторон личности, и т.д.

Как выглядит SWOT-матрица?

До заполнения матрица выглядит так: слева – внутренние факторы компании, справа – внешние:  

СВОТ

Применение SWOT-анализа в стратегическом планировании

По итогам заполнения матрицы составляется план работы над укреплением сильных сторон и компенсацией слабых; так, чтобы воспользоваться возможностями рынка по максимуму, но и избежать угроз. К каждому действию необходимо добавить сроки выполнения и назначить исполнителей и ответственных лиц, тогда у вас на руках будет готовый план стратегического развития компании. 

Помимо этого:

  • устанавливаются цели – определение того, чем компания будет заниматься;
  • анализируется окружение;
  • анализируются существующие стратегии;
  • определяются ключевые моменты корпоративного плана развития;
  • разрабатываются новые планы и стратегии;
  • выделяются факторы, критические для успеха их исполнения;
  • готовится операционная, ресурсная, проектная база практического применения планов;
  • отслеживаются все результаты: корректируются планы, меняются действия, которые могут затруднить достижение целей. 

Как грамотно составить свот-анализ в своей компании?

Несколько полезных советов по организации процесса: 

  • Для составления анализа пригласите заинтересованных лиц из разных отделов компании, возможно участие сторонних специалистов, чем разнообразнее будет состав, тем более полный и объективный результат вы получите;
  • Выберите модератора, желательно максимально беспристрастного сотрудника, который не упустит важные детали и будет направлять обсуждение;
  • Некоторые компании приглашают представителей поставщиков, дистрибьюторов, партнеров и сторонних экспертов. Только вам решать, насколько это приемлемо в вашем случае. 
  • Дайте задание одному из сотрудников подготовить анализ внешних и внутренних факторов среды до начала основной работы. 
  • Изучите релевантные примеры проведенного анализа с типичными ошибками, чтобы не сбиваться с пути в процессе. 
  • Практикуйтесь! Чем чаще вы проводите SWOT-анализ, тем продуктивнее будет работа. 
Стратеглия