SMART — цели и задачи

Технология SMART. Определение целей и постановка задач

SMART — аббревиатура из пяти слов: Specific (конкретный), Measurable (измеримый), Achievable (достижимый), Relevant (уместный, значимый), Time Bound (ограниченный по времени). SMART дает понимание цели как конечного результата действий — оценку возможностей, сложностей и пути для роста бизнеса.

  • Характеристики SMART-технологии
  • Примеры постановки целей по SMART

Поговорим детально о каждой характеристике технологии SMART

Specific (конкретный, специфичный)

Цель должна быть конкретной и единственной. Например, повысить продажи. Необходимо указать, насколько увеличить объем продаж и какого вида товара. 

Для этого следует задаться вопросами:

  • Результат, ожидаемый при достижении цели. Почему именно такой?
  • Чьими силами должна быть достигнута цель?
  • Есть ли ограничения на этом пути? Особые условия? 

Measurable (измеримый)

Эта характеристика перекликается с предыдущей. Нужно четко сформулировать цель, обозначив ее в цифровом значении. Увеличение продаж на 40% в течение года или открытие 5 новых сетевых магазинов за первый квартал 2021года. В качестве единицы измерения выступают время, количество, бюджет, проценты и т.д.

Ответы на эти вопросы помогут сформулировать измеряемую цель:

  • Как понять, что цель достигнута?
  • Какой показатель будет при этом?
  • Значение данного показателя.

Achievable (достижимый)

Цель должна быть реальной, нельзя ставить задачи, которых невозможно достичь. Оценить реальность можно с помощью статистики прошлых периодов, оценки перспектив бизнеса и окружения, имеющихся инвестиций, кадровой ситуации. Например, цель повысить продажи на 100% за месяц кажется нереальной. Увеличить на 20% в течение месяца — уже более достижимо.

Relevant or Realistic (значимый, реалистичный)

Цель должна быть значимой для бизнеса, вписываться в общую стратегию и нести выгоду, быть актуальной в данный момент времени. Когда конкретная задача поставлена отдельно от общего плана развития предприятия, ее выполнение ведет в тупик.

Например, открыть новый сетевой магазин в городе.

Чтобы сделать эту цель значимой и актуальной, можно сформулировать ее так: открыть магазин на определенной улице, в конкретном здании. Предварительно нужно провести маркетинговое исследование, которое покажет актуальность магазина именно в этом районе города.

Time bound (ограниченный по времени)

Любая цель должна достигаться за определенный отрезок времени. Иначе она может стать неактуальной. Необходимо указать дедлайн, что поможет грамотно выстроить работу для достижения результата. Если не будет определен конечный срок выполнения работы, она уже не будет казаться важной, исчезнет мотивация. 

SMART-цели

Примеры

Ниже примеры постановки целей по SMART-технологии:

Задача  Формулировка по SMART  Пояснения  
Увеличение объема продаж  Увеличить продажи товара в Москве и Московской области за первый квартал на 10%  Указан процент (измеримость), регион (конкретика). Есть ограничение по времени кварталом, результат вполне достижим. Проблема значима для компании, т.к. это рост дохода  
Продвижение конкретного вида товара  Узнаваемость товара А аудиторией премиум-сегмента на уровне 30% через 1 год после его вывода на рынок  Конкретика в указании целевой аудитории и вида товара. Определены сроки, узнаваемость можно измерить с помощью опросов. Достижимость определяют специалисты предприятия. Значимость очевидна: продвижение нового товара прямо влияет на продажи в целом  
Открытие сетевого магазина  Открыть новый магазин формата «у дома» в развивающемся микрорайоне города до лета 2021 года.Цель конкретна, указан формат магазина и район города. Есть ограничение по времени. Достижимость определена специалистами компании. Задача значима для общего развития бизнеса, т.к. это расширение сети, увеличение дохода.  
Стратеглия